?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Идея поехать в Монголию родилась внезапно и случайно. Мы болтали с Костей, моим приятелем по "киргизской покатушке", спустя неделю после приезда о грядущих поездках, и я вдруг сказала: "Хочу съездить с ВанейДаней в Монголию", а он вдруг ответил: "А поехали". Не то что бы я прямо горела Монголией, но как-то так само получилось.

Я рано ничего не планирую, и за полгода много чего случилось, но в итоге все-таки поехала. Моя новосибирская подруга Настя, уже знакомая всем моим читателям, по такому маршруту каталась в прошлом году, а у меня тогда не было заграна, чтобы поехать с ними. Ее такой маршрут не привлекал, что, конечно же, меня огорчало, потому что хотелось бы и ее там видеть. Но дух авантюризма и наше походное братство взяли вверх – Настя решилась поехать в Монголию на своем боевом Эскудике. При поддержке и одобрении Дани и Вани и к моей радости, она начала готовиться к большому путешествию. Но для того, чтобы Эскудик мог выехать в путь, Насте нужен был штурман. Я уже договорилась ехать с Костей, а троих Эскуд в Монголии не вывезет. И тут оказалось, что Ира Зайс (bantello) тоже хочет в Монголию. Экипаж Эскудо был укомплектован.

Настя: Я долго не могла решиться, куда же поехать)) Очень хотелось в Казахстан на веле в начале июля, но в то же время хотелось еще увидеть Монголию в июне, когда там достаточно тепло и зелено, и проехаться там уже на своей машине. К тому же я понимала, что вряд ли когда-то еще и тем более именно в это время года соберется такая классная компания. В итоге я так и сказала: «Если найду с кем поехать, то поеду в Монголию, если не найду, то поеду в Казахстан». И буквально через пару дней нашлась Ира.

К нашему общему огорчению Ваня поехать не смог, у него появились другие планы, но вместо себя он обещал нам новый интересный формат – с байкерами. Что там за байкеры, мы не знали. Знали лишь одного – Игоря по прозвищу Наждак, с которым я познакомилась в этом году на Первомае, а Настя успела съездить с ним в несколько Ваниных ПВД.

Итак, наша команда сформировалась до 8 человек. Экипаж Крокоделика – Даня, я и Костя, мы же были машиной сопровождения для байкеров, собственно сами байкеры на эндуро мотоциклах в количестве 3х штук, и экипаж Эскудик – Настя и Ира.

В Монголию нужна виза. Наверное, Россия единственная страна, с которой у Монголии остался визовый режим, в отместку за советские времена, когда Монголия была почти что союзной республикой, от чего ходила поговорка "Курица не птица, Монголия не заграница". Теперь зато настоящая заграница. Виза стоит около 3х тысяч рублей (50 баксов виза, около 500 р приглашение и остальное за пересылки). В Красноярске я не нашла даже посредников, пришлось документы через знакомых передавать в Барнаул, и там уже Даня делал всем. Виза однократная, сроком на 3 месяца, пребывание до 30 дней. Даня ехал с нами второй раз, и в июле у него намечалась еще одна поездка. Несложно посчитать, во что ему выльются визы, ведь каждый раз надо заказывать новую.

Настя: Почти все визы сделали буквально за неделю. Я до последнего не могла поверить, что они будут готовы вовремя. В итоге их привезли в Барнаул как раз в день нашего отъезда .

Помимо визы никак особо не готовились больше. Разве что купили каких-то новых вещей, собрались по-походному и все. Настя, ученая прошлогодней Монголией, набрала теплых вещей, мы с Ирой соответственно тоже. Никаких прививок и прочей медподготовки не было. Выезд из Барнаула был назначен на 16е, и 14го мы с Ирой, помирая от жары в поезде № 43 Хабаровск-Москва, выдвинулись в Новосибирск для встречи с Настей. В Новосибирске у нас был почти целый день, пока Настя работала, и куча планов.

Для начала мы привезли Насте наши вещи и бросили их в машине. Настя работает как раз на конечной метро, и нам с кучей тяжелых сумок было удобно проскочить все утренние будние пробки одним махом. Пока мы ее ждали, около нас махал метлой забавный монголоидной внешности дворник в оранжевой майке Экспедиция. Он, глядя на наши сумки, поинтересовался, куда мы подались. Узнав про Монголию, спросил: «А вы знаете как по-монгольски «Здравствуйте?» Так мы узнали первое монгольское слово «Санбайне».


001. Ира и ее косметичка

От Насти мы пошли уже гулять. Ира хотела посетить зоопарк, я тоже не отказалась, и мы поехали туда. Зоопарк огромен, я там уже 3й раз и едва ли была в каждом уголке.


002.


003. Левушка


004.Первый раз увидела в зоопарке кенгуру

Из зоопарка поехали искать полиграфическую контору, которая должна была напечатать наклейки на наши машины. Хвала мобильному 2гису с его навигатором, без него мы или заблудились бы или потеряли кучу времени на поиски нужных мест. Так мы без задержек перемешались, куда нам нужно. По пути в типографию мы попали под жуткий ливень. Тучи ходили ходили кругами весь день и в итоге пролились. Мы успели нырнуть в магазинчик на рынке и переждали. Наклейки получились красивые, но Ира как профессионал раскритиковала их, что очень дорого и бумага тонковатая.

С наклейками мы на метро поехали опять на другой берег на Икеевский автобус. 20 минут через полгорода – красота! Нас снова догнал дождь, но тут уже спрятаться некуда было. Лило знатно. Настя написала смс, что боится ехать в этом потопе, и лучше выезд в Барнео нам перенести на утро. Мы были не против.

Настя забрала нас из Меги и мы провели прекрасный вечер за сборами и поездкой за чаем в Ашан, обернувшийся обжираловкой суши. В 1м часу ночи мы легли спать с серьезными намерениями встать в 5 утра и в 6 выехать в Новосиб. Старт предполагался в 10 утра от штаба.
Как водится, проспали. Выехали только в 7, потому что очень долго утрамбовывали вещи в Эскудик. Но сборы перед поездкой не терпят суеты, лучше пособираться дольше, чем понять, что забыли что-то важное. Я вот оставила у Насти в ванной раствор для контактных линз, это я обнаружила вечером на первой стоянке. Монгольскую наклейку наклеить не успели, о чем Настя жалела – не проедет по городу под завистливые взгляды окружающих. Хотя в такую рань завидовать было и некому особо.

Настя: Сборы были ацки тяжелыми! Я только три дня как вернулась из предыдущей поездки, а тут уже надо было собираться в следующую. Хронический недосып давал о себе знать, я просто валилась с ног, и ничего не соображала, поэтому на самом деле было не выразить, как я радовалась этому ливню в пятницу вечером.
С утра, утрамбовав все вещи в машину, я полезла доливать масло в двигатель. После возвращения с Чулышмана обнаружилось, что масла на щупе осталось чуть выше минимальной отметки. Учитывая, что пару недель назад мне заделали течь масла из-под трамблера, я подумала, что такой уровень остался еще с тех времен, когда оно убегало, так что, достав из багажника запасной литр масла, я долила в двигатель половину содержимого бутылки. Однако, ощущение того, что что-то тут не так, меня не покидало…



005.Сборы у Настиного дома. Фото Иры


006.Стираю Кату-Ярыкскую пыль. Фото Иры


007.Что-то с маслицем не то… Фото Иры

Утро, дорога, все как обычно, уже как дежавю. В Линево купили Насте наклейку RUS, она так давно мечтала ее наклеить по делу, а не просто так. В 10 часов мы были лишь на подъездах к Барнаулу, но не парились особо, потому что знали, что такое сборы в большую дорогу. В 10 позвонил Костя, спросил, где мы, и заботливо попросил ехать аккуратно и не спешить. Впрочем, мы и так не спешили.

Время так незаметно летит, вроде только полгода назад мы на этой полянке у клуба собирались в Киргизию, и вот уже лето и новые приключения. Ваня и Даня уже тут, радостные обнимашки при встрече. Пунктуальный Даня уже собрал все наши вещи, осталось только кинуть мои рюкзаки. Он починил кондиционер, что очень актуально для Монголии, окна там открывать не рекомендуется.

Ваня крепит велики на Кирпич, к нему приехала четверка москвичей покататься по горным тропам Алтая. Выезжаем мы все вместе, и в Горном будем вместе ночевать. После чего мы поедем на Ташанту, а Ваня на тропу Иня-Тюнгур.

В первом часу мы стартовали, а Эскудик остался дожидаться Кирпича. Даня не может ехать с Ваниной скоростью.

Настя: А мне, наоборот, более комфортно было ехать в Ванином темпе, чем пытаться догнать Даню, так что на выезде из города я догнала Кирпича и плелась за ним до самой Маймы. Движняк около Барнаула был такой, что обгонять впереди едущих смысла не было вообще — перед ними была целая вереница машин. Тем не менее, нашелся какой-то безбашенный фуровод, который на огромном грузовике пытался обогнать нас на скорости около 100 км/ч и в итоге, прячась от встречки, чуть было не столкнул нас в кювет. Они с еще одной фурой еще долго потом играли в шашки…

Ничего нового про Чуйский сказать не могу, еду уже 5й раз там. Ну правда что ремонт там затеяли масштабный, чинят все, расширяют, меняют асфальт. Баз стало гораздо больше. Тяжело, много людей, все друг на друге на бирюзовой Катуни. Скорей бы в настоящий Горный, там хорошо. По пути у нас под колесами путалась неадекватная "адская" Ока, ее маневры сложно было разгадать, а за рулем был дедок, и вообще машина была полна коробочка. Так же повеселил шкодный Крузер из новосибирского внедорожного клуба. На своих больших тапках он не гнал, и мы пристроились ему в лопатку и долго ехали, действуя ему на нервы. В Усть-Семе мы ушли на мост, а он остался там.


008. "Адская Ока"


009.Шкодный джип. Фото Кости

По пути Даня завез нас в зубрятник. За Чергой в лесу расположен большой питомник, где живут зубры. Это исчезающий вид, и их разводят, чтобы они не исчезли. Здесь проходят акклиматизацию животные, вывезенные из других уголков страны, в том числе речные выдры с Сахалина, сурки-байбаки из южно-российских степей. Но наиболее интересны для посетителей три с лишним десятка зубров. В начале XX в. зубров, или европейских бизонов, оставалось лишь несколько десятков на всей планете. Сейчас их численность восстановлена до нескольких тысяч. Зубр - самое тяжёлое и крупное наземное млекопитающее на европейском континенте, последний европейский дикий бык. Длина его тела может достигать 330 см, а ширина в плечах - до 2 м. Находится он на 169-м км Чуйского тракта (510 км трассы Новосибирск - Ташанта), свернуть направо на страшненькую гравийку и проехать около 6 км.


010.Фото Кости

На таблетке нас провезли по питомнику и показали этих интересных животных. Зубры отдыхали, и рассмотреть особо их не получилось. Подойти ближе не рекомендовалось. Выглядели они устрашающе.


011.Зубры отдыхают. Фото Кости


012.Фото Кости


013.Территория зубрятника

Настя: А Настя тем временем, пока вы рассматривали зубров, пыталась отмыть в Майме свой багажник от убежавшего из канистры бензина. Реально, мы с Ирой наверно целый час там проторчали… Залило половину коврика (точнее, их там три один на другом), дышать в машине было уже абсолютно нечем, несмотря на все открытые окна, аж глаза слезились. В итоге пришлось вытащить все коврики из багажника и оттереть остатки бензина водой, а потом и водкой, так кстати завалявшейся у меня в багажнике с зимы. Еще мы очень удачно припарковались прямо напротив автомагазина, так что я смогла тут же купить новую канистру и ядреную вонючку-елочку. Скинув потом за Усть-Семой канистру и промокшие коврики Ване на крышу, мы с Ирой наконец-то смогли вздохнуть свободно.


014.Форс-мажор у Насти. Фото Иры

День тянется долго. Не знаю почему, но в 8 мы были лишь на Семинском перевале. Я все думала про Настю, которую уже к Бийску начало рубить. Как она едет, хватит ли ей сил доехать до ночевки. Ночевать хотели около Малого Яломана, но Ваня перенес стоянку на старый Чике-Таманский тракт. У нас в Горном 2 дня, в воскресенье граница на замке, и Даня планирует завтра где-нибудь батониться, загорать. Но погода портится, несколько раз уже нас поливал дождик.


015.На Семинском. В горах заливает…

После Семинского перевала для меня начинается настоящий Горный Алтай, тот, который забрал мое сердце в 2009м году. Не устаю восхищаться этими красотами, и немного завидую тем, кто видит это впервые, вспоминая свой восторг. Он такой теплый и душевный для меня.

В 10м часу собрались на вершине Чике-Таманского перевала, и Ваня повел куда-то по узкой дороге нашу колонну под странными взглядами хозяев кафешки. Мы пока без наших байкеров, они выезжают завтра из Бийска на машине с прицепом, чтоб не тащиться по асфальту.

На старом Чикете я не была, вид оттуда потрясающий – без ЛЭП и прочего антропогенного мусора (хотя бы часть его).


016.Вечер на старом Чикете


017.Разгружаемся

До начала XX века через Чике-Таман вела конно-тележная тропа с 34 крутыми и опасными поворотами при подъёме. Сейчас это узкая грунтовка, около нее мы и расположились. Новую дорогу пустили в 1984м году, а до этого ездили по этой и не очень лестно отзывались. В.Я. Шишков в начале XX века, описывает Чике-Таманский перевал: "Чике-Таман. Прежде всего изречение, нацарапанное на придорожном столбе, на самой вершине перевала рукою отчаявшегося ямщика: "Ета не Чике-Таман, а Черт-Атаман, сорок восемь грехов". В этом все сказано, вылита вся желчь наругавшегося донельзя человека, замучившего себя и загубившего здесь, может быть, не одну лошадь. Чике-Таман - огромный горный кряж, преградивший путь в долину Улегема, куда выходит тракт. Вы подъезжаете вплотную к горе, выходите из повозки и пешком поднимаетесь по бесконечным извилинам тракта. А лошади тем временем надрываются над вашим экипажем. Вы поднялись на сто шестьдесят сажен и на столько же должны спуститься. А горизонтальное расстояние между двумя крайними точками подъема и спуска всего одна верста. Все эти отдельные зигзаги тракта коротки и узки, радиусы закруглений малы, уклоны велики. Телега в закруглениях иногда не может повернуться: колеса висят ни над чем не огражденной пропастью. Еще один неловкий шаг лошади, и она вместе с возом сорвется вниз. На самой вершине перевала стоит крест, водруженный проезжавшим здесь архиереем, а напротив его, по другую сторону дороги развиваются на ветвях лиственницы ленточки - благодарственная жертва инородцев за благополучный переход богам (так называемая "джалама"). Да и сейчас на самой верхней точке Чике-Таманского перевала растет дерево, все веточки которого повязаны тряпочками - на счастье."

"Работы по прокладке дороги через этот горный хребет поистине колоссальны. Строителям пришлось переместить более полутора миллионов тонн грунта, взорвать около десятка скал, расширять и подсыпать дорогу. Новая дорога была пущена в строй в 1984 году. Кстати, было несколько обходных предложений. Рассматривался даже проект тоннеля, но из-за отсутствия специализированной техники, близлежащих источников тепла и света эта идея была отложена. Существующая сегодня дорога проходит часто не там, где был старый Чуйский тракт. Но с многих открытых точек этот путь, ставший почти тропинкой, виден до сих пор. Жуткая это была дорога..."

На вершине очень хорошая площадка, мы влегкую поставили все наши палатки, сделали костер. Москвичи облачились в защиту, схватили велы и понеслись на первый спуск с Чикета. Погода на перевале – как на перевале, непредсказуемая. Вечером полил дождик, и лил почти всю ночь, под дождик спится очень хорошо.


018.Наши палаточки. Фото Кости

Про старый Чикет ходят обычные для этих дорог слухи, что дорога построена на костях, кто тут умер, тут же и хоронили. Ночью ощущения немного жутковатые, наверное, поэтому привязанная к Кирпичу Тая полночи жалобно гавкала. Света сжалилась и привязала ее к их с Ваней палатке, куда та настырно начала ломиться.

Дождь лил до позднего утра, мы не спешили, поэтому с удовольствием спали. А утром разыгралась драма. Скучающая в сонном царстве Тая достала из палатки Ванины сандалии и сжевала один. Ваня горестно взирал на остатки новых тапок, а Тая виновато смотрела в сторону. Кроме сандалий у Вани были лишь контактные велотуфли, не самая удобная обувь для вождения и прогулок. Из оставшихся частей сделали шлепанцы.


019.Ваня обнаружил преступление


020.Тая не при делах. "Сандали съели? Не, не слышала"


021.Ваня идет на разборки


022.Ну как? Как ты могла?


023.Да как, как… Молча

Когда мы вышли из палаток, просто обалдели от красоты. После дождя поднялся густой туманище, а облака спустились низко низко и висели над перевалом. Больше часа облака играли причудливыми формами, а потом рассеялись, и вышло солнышко. Мы неспешно собирались, тем временем начали приезжать отдыхающие. Воскресенье все-таки.




024.Туман над старым Чикетом




025.Новый Чикет в тумане


026.


027.


028.Пища духовная, ребята созерцают виды


029.Старый тракт

Настя: А я все пропустила, но наконец-то выспалась. С утра я опять полезла проверять масло, и к великому сожалению обнаружила, что оно все-таки куда-то относительно неспешно, но все же исчезает… Судя по темпам исчезания, оставшихся пол-литра мне явно не хватило бы до конца поездки. И я, конечно же, забыла, какое масло у меня там залито. Всегда помнила и марку, и вязкость, а тут вязкость как вышибло из головы. Пришлось звонить домой и просить маму найти у меня в сумке бумажку, «где написаны циферки, буква w и еще циферки». В итоге мама прошла квест успешно, и я уже знала, что буду отчаянно искать в Кош-Агаче на следующий день.


030. Наш походный чайничек


031. Фото Кости


032. Фото Кости


033. Ежеутренний техосмотр это ритуал. Фото Кости

Ваня собрал из остатков сандалий шлепанцы и занялся завтраком. Все было сырое, костер плохо разгорался, однако ребята его победили. А тем временем вышло солнышко. Мы просушили палатки, собрались. Веллеры умчались в свою покатушку, а мы неспешно двинули в сторону Курая. Спускаться решили по старому тракту. Никаких ужасов, описанных в исторических источников, я не заметила. Узкая грунтовка не самого плохого качества.


034.


035.


036. Настя сначала боялась, а потом все-таки поехала за нами по старой дороге

Погода не радует, поэтому пляжный отдых на Яломане пришлось отменить. Даня отвез нас на Ильгуменский порог – один из самых красивых порогов на Катуни (3я категория). Здесь проводят разные соревнования. Действительно, очень красиво. Но черные тучи нас подгоняют к машине, и мы едем дальше.


037. Фото Кости


038.Фото Кости


039.




040. Ильгуменские пороги




041.

Чуйский заливает дождем. Мы обогнали москвичей, ребята бодро мокнут под дождем, Ваня с ними на велике, Света рулит Кирпичом. Здесь мы с ними прощаемся, им в Иню, нам в Акташ.


043.До свидания, Кирпич

Даже несмотря на дождь, виды вокруг восхитительные, думаю, Ире это понравится, тут она не была. Остановились на водопаде Ширлак, хотела показать его Ире и Косте, но водопад пересох… Жалкая струйка бежала с гор. В нашей беседке, где мы отдыхали в 9м году, уже устроили ларек, жарят шашлык и продают чай. Здесь же мы приклеили нашу наклейку на Крокоделику.


044.Водопад…. Фото Кости


045.Ира запечатлевает виды


046. В горах ахтунг…


047.Величие алтайских гор. Фото Иры


048. Клеим. Фото Кости

На обед решили остановиться на границе Улаганского и Онгудайского районов, там тоже есть беседка, но Дане не понравилось отсутствие воды – Чуя была мутная в это время года. Поехали искать счастья. Я захотела обедать на 777м километре Чуйского тракта. Но велико было мое удивление, когда следом за 776м километром стоял столбик с 778м. Куда дели 777й? Еще прошлой осенью он там стоял! Даня шутит: "Наверное, его выкопал такой же любитель нумерологии".


049.Едем. Фото Кости

Обязательная программа – фото Северо-Чуйского хребта. Время еще нережимное, но вполне себе уже теплый свет. Сегодня мы проехали дальше чем осенью, у Насти аж зашкалил ее "кренометр", когда мы почти на боку зашли в узенький поворот. Северо-Чуйский сегодня в тучах, что делает окружающую картину необычайно живописной.




050. Северо-Чуйский хребет




051.


052.Дорожка


053.


054.


055. Это мое самое любимое место на Алтае. Фото Иры


056. Наше девичье трио. Фото Кости


057. Фото Кости


058. Фото Кости


059. Фотоохота


060. Фотоохота-2. Фото Кости

На ночевку встали на любимой полянке на Тытугеме. Там семья алтайцев заводила старенький ГАЗ-66, как раз на нашем обычном месте. Мы встали и терпеливо ждали, пока они заведутся. А Даня ушел собирать дрова.


061. Даня поставил палатку


062. Дежавю, который раз тут


063.

064.Готовка. Фото Кости

Местечко по-летнему уютное, светит солнце, и дует ветерок, достаточный чтобы запустить воздушного змея.


065. Фото Кости


066. Фото Кости


067.Ира запускает змея. Фото Кости

После ужина в ожидании наших байкеров мы уселись смотреть Данины фото из поездки в Таджикистан.


068. Фото Кости

Байкеры приехали около полуночи, на джипе с прицепом. Среди них был уже знакомый нам барнаулец Игорь по прозвищу Наждак и двое «немолодых» (с) Наждак людей. Валерий и Стас, около 50 лет, предприниматели, увлекающиеся эндуро-мотоциклами. Что там за мотоциклы, мы не видели в темноте. Мужчины разложили палатку и легли спать. И мы последовали их примеру.



Продолжение следует...

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
lena_pinkie
Jul. 31st, 2012 03:13 am (UTC)
Фотки пейзажей - объедение для глаз :)
alisalisovskaya
Jul. 31st, 2012 02:51 pm (UTC)
спасибо, Лена :)
baklunya
Jul. 31st, 2012 09:34 pm (UTC)
да и вообще хорошо!:)
vikni
Jul. 31st, 2012 01:11 pm (UTC)
Эх, красиво все-таки у нас на Алтае :) у тебя очень яркие красивые фото , молодец! так подробненько все описала, я прям как с вами прокатилась :) жду продолжения!

Edited at 2012-07-31 01:12 pm (UTC)
alisalisovskaya
Jul. 31st, 2012 02:52 pm (UTC)
Алтай прекрасен, что не говори :) но фотографы сделали замечание, что можно было еще более выразительно сделать фотографии, недостаточно яркие...
la_renar
Aug. 1st, 2012 02:39 am (UTC)
Читаю, смотрю и душа радуется. :):)
Спасибо, Леся! :)
( 6 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy