Previous Entry | Next Entry

Данный текст расположен только тут, на форуме иксов его не будет

Транс-Хакасия это многодневный поход по соседней с нами республике Хакасия, каждый год устраиваемый красноярским велотурисом Олегом Игошиным, он же shell. Цель – покататься по Хакасии в поисках разных исторических достопримечательностей. В Транс-Хакасию я собиралась с тех самых пор как начала кататься на велосипеде, но каждый год случалось что-то, что мешало мне поучаствовать. И вот в этом году как-то внезапно все сложилось так, что я решила поехать.По большей части этому способствовал визит моего московского велотоварища Сереги, с которым мы ездили 2 года назад на Алтай, и которого я те же самые два года не видела. Я разрекламировала нашу Хакасию, и Серега решился прилететь к нам в гости. Поскольку зачастую я катаюсь под девизом «Нас невозможно сбить с пути, нам пофигу куда идти», я даже не стала смотреть маршрут, искренне считая, что Хакасия она вся такая как в районе Сундуков, Салбыка и озер Ширинского района. Время покажет, как я ошибалась…

В предотъездную неделю собралось нас 8 человек вместе с Олегом. РокРолл, я, Михася, Серега, присоединившаяся в последний момент Вика Рыбка, а так же знакомый по прежним покатушкам Саша Loky и его девушка Олеся не из велотусовки, с но которой у нас нашелся общий знакомый.

Поскольку май у меня был насыщенным, то я, едва отстирав вещи от покатушки на афтепати Курагинского похода, неожиданно обнаружила, что пора собираться в ТХ. Я вновь одолжила велоштаны у Кости bruno и решила, что собираться буду в четверг, поскольку в пятницу прилетит Серега и будет не до сборов. Попытки собраться в четверг не увенчались особым успехом. Решив пару оргвопросов по поиску горелки и закупе еды (частичном), я оказалась дома только в 11м часу. Собиралась бестолково, столкала все имеющиеся веловещи по вещмешкам, добавила туда обычных вещей для ночевок и впихнула это добро в штаны, засунув по краям всякую мелочевку. До 3х ночи я «собиралась» по аське с Михой и в итоге вырубилась, чтобы проснуться в 6 утра встречать Серегу. Утро для меня тяжелое время, хотелось забить и на поход, и на аэропорт, а просто спать спать. Главное тут заставить себя встать, и дальше все пойдет как надо. В это раннее утро не спала не только я. Вика Рыбка спешила ко мне на встречу, чтобы вместе ехать в аэропорт, а Миха поехал к 7 утра на работу, чтобы вечером сбежать пораньше.

Самолет прилетел вовремя, а вот мы опоздали. Было странно видеть Серегу, но ощущения, что прошло почти 2 года не было, как будто расстались только на днях. Пока мы собирали Серегин велик, кушали и планировали день, Миха ремонтировал велик, у него внезапно накрылся тормоз, и он заставил меня понервничать, описывая сложность ремонта, что даже Мату уже 3 часа его крутит. Я распланировала экскурсию, но всякие оргвопросы сбили наш график. Нам пришлось купить новую горелку, поскольку на Серегину баллонов не найти, купить газ, еду ему, мне, Михе, застраховаться от клеща, сделать ТО Серегиному велу, и вот мы только в 6 были дома, а в 8м часу нужно было выезжать на вокзал. В итоге собирались по принципу «Кидай все что видишь, а потом разберемся, что и куда».

После 2хлетнего перерыва было странно ехать с велоштанами, шатало во все стороны, я очень сильно нервничала. На Планете нас догнала Оля Вороника и очень удивилась, куда это я собралась, ведь ТХ должна начаться в воскресенье. Глядя на ее уверенное и удивленное лицо, я засомневалась уже в том, что видела на форуме. Мы продолжили путь, а Оля удалилась по своим делам, собираясь приехать нас проводить попозже. На татке мы встретили bruno, который как и Оля удивился увидев нас и огорошил вопросом «А разве вы еще не уехали???» Меня чуть не хватил инфаркт, я думала, что перепутала время в билетах. Оказалось, что Костя приехал провожать не тот поезд, нас не нашел и уехал обратно. Так мы поехали втроем на вокзал.

На вокзале нас уже ждал Шелл и РокРолл, у поезда разбирали велы Локи и Олеся, а вот Михи и Рыбки еще не было. Миха забыл дома паспорт и возвращался за ним. Немного суматошные сборы, и вот мы уже в поезде, провожающие машут платочками. Шелл едет в общем вагоне, РокРолл ушел составить ему компанию, а мы общаемся вчетвером между собой, ребята знакомятся друг с другом. Ехать нам 13 часов. Мы успели и выспаться и 5 раз поесть, пока доехали до нашей станции Усть-Бирь. За окном солнечно, удачное начало покатушки.

День 1. 21 мая. Усть-Бирь – р.Тибек – р.Тербижек – р.Бейка – п.Майский. 38 км.
Когда выгрузились на станции, ощутили, что уже даже жарко, совсем по-летнему.
Тут же познакомились все, Шелл распределил обязанности. Миха взял на себя обязанности завхоза, Олеся – казначея. В деревне сделали первый налет на магазин, набрали воды, и вот наш поход стартовал!

От деревни мы тут же ушли на грунтовочку. Шелл хотел проехать каким-то интересным путем, но местные сказали, что там дороги нет, и мы поехали по второму плану. Не успели проехать и километра, как потерялся Локи. Подождали его, он порвал цепь. Через пару км та же история. Починились и поехали, и опять цепь рвется. Встали на основательный ремонт. Мужчины столпились вокруг велика и стали ломать головы. Крутили так и этак эту цепь, уже встал вопрос о сходе Локи и Олеси с маршрута, но все обошлось, каким-то образом все починили.

Проехали еще пару км, и на пути появилось озеро. РокРолл решил искупаться. Пока мы ехали по степи, но после озера стали появляться деревья, а потом и вовсе мы въехали в лес. Дорога представляла собой грунтовку разной степени разбитости и засохнутости. Были затяжные подъемчики и спуски, всего в меру. Ехалось хорошо, светило солнце, уже начали сгорать.

Часа в три встали на перекус около какой-то речушки. Салоеды нарезали себе сала, а наша четверка объявила себя сыроедами и доедала Викин сыр из города. Далее опытным путем решили проверить, кто лучше поедет, салоеды или сыроеды :)

Дорога была все такая же лесная, встретилась первая лужа на всю дорогу, в которую внезапно упал Локи, макнув туда рюкзак и фотик, висевший у него на шее. А надо сказать, что и он и Серега возили свои фотики на груди и весьма рисковали ими.

После этой лужи наш путь преградил брод. Довольно глубокий, чтобы ехать на веле и широкий, чтоб идти пешком. Но делать нечего, идти надо. Вода оказалась ледянющая, по сравнению с ней реки Алтая были просто тропическими. Я думала, что не дойду, так свело все. И только Миха радовался водному препятствию как ребенок.

Дальше мы поехали в сторону каких-то приисков по дороге, любезно проложенной нам различной лесовозной техникой. Дорога была конечно улет, каждый рисковал улететь куда-нибудь. Рядом текла река Бейка. Снова начался затяжной подъем. Группа сыроедов была впереди :) Ехалось нормально, но уже подзадолбал бесконечный подъем.

Неожиданно Шелл показал тропинку в сторону и сказал «Нам туда, набор высоты 40 метров».

Оказалось, что нам надо в лоб взять горку, по которой заехать было просто нереально. Миха конечно попытался и даже проехал какую-то часть, но и он спешился в итоге, а мы потащили неподъемные байки в гору медленно и печально. На вершине общее фото

Зато после подъема начался бесконечный спуск. Мы неслись неслись, километры мотали, а спуск все не кончался. На отметке моего велокомпа 37,7 км мы остановились, а спуск все еще не закончился. Шелл объявил стоянку перед селом Майское (но были сомнения, что это оно). Тут бежала какая-то речушка, а среди травы и деревьев стояли деревянные развалины каких-то сооружений.

Мы занялись лагерем, а дежурный РокРолл – ужином. Миха первый раз ставил свою новую палатку, которую искренне считал двушкой на троих человек, а оказалась она трешкой, соответственно на четверых. Приятный сюрприз. Тут же казначей и завхоз приступили к своим непосредственным обязанностям, пересчитали имеющиеся у всех продукты и обобрали на общак. Общак, надо сказать, у нас был очень бюджетный, и при этом мы не голодали.

На первом ужине Шелл торжственно вручил всем памятные банданы, изготовленные по случаю похода. На ней была изображена карта и фото участников предыдущих ТХ

После ужина мы с Михой устроили небольшую фотосессию в деревянных руинах и удалились спать.

День второй. 22 мая. п.Майский – Аххол – Немир – Юю. 52 км.
Ночь была нежаркая, а утром уже начали собираться облака. Мы продолжили наш замечательный спуск, пролетели деревню и понеслись к Аххолу, где нам надо было сделать первый закуп общака. Магазинчик открыли чисто для нас, но выбор там был небогатый.

Далее наш день представлял только перемещение в пространстве. Сразу за деревней опять возник брод через речку Ниню, мы его преодолели и покатили по неплохой грунтовочке. Начался смешной летний дождь, закончившийся еще до того, как народ застегнул молнии на своих дождевиках. Мы ехали и ехали, свернули не туда, вернулись, форсировали вброд еще одну речку, ехали по лесовозкам.

Рельеф был умеренный, много небольших подъемчиков, но несмотря на то что вчера было и покруче, сегодня не ехалось вообще, причем не только мне, а и Вике. Просто прям неприятно не ехалось. На очередном довольно крутом подъеме мы подотстали, ехали неспеша, и при этом я умудрилась упасть, не выстегнувшись из контактов, и удариться коленом об острый камень. Боль была адская, лосины порвались в решето. Однако Шелл и Локи сказали что ничего страшного они тут не видят, ну ладно, им виднее.

Мы стояли на перевальчике, тучи сгустились настолько что начал капать дождик. Я не стала надевать дождевик, надела лишь виндстопер, чтоб не холодно было на спуске. Через 5 минут начался настоящий ливень, просто стеной. И стало холодно. Май месяц, это только на солнце тепло, а без солнышка очень зябко. Пока ехали с горы, я не особо ощущала колено, но стоило начать крутить педали, тут же возникала острая боль. Как мне ехать дальше, это ведь всего второй день пути.

Мы спустились до широченной гладенькой грунтовки, непонятно куда и кого ведущей и решили ею воспользоваться. Но хорошее быстро заканчивается, и снова мы по разбитой засохшей лесовозке пробираемся неизвестно куда. Погода портилась, но дорога была сухая, видимо, ливень прошел не везде. Мы взобрались в очередной подъем и покатили вниз с ветерком. Вокруг стояла полу-тайга, мы оказались в районе, не похожем на привычную мне Хакасию. Было очень красиво и величественно.

Мы проехали уже 53 км и остановились около речки Юю. Шелл решил узнать общественное мнение, что делать дальше. Встать на стоянку или проехать еще оставшиеся 10 км этой грунтовки и встать около деревни Бирикчуль. Общество молчало, только Олеся сказала, что можно уже встать на стоянку. Шелл с ней согласился. Я хотела проехать еще, несмотря даже на больное колено, интуиция мне подсказывала, что рано мы встали. Но спорить с Шеллом не решилась, хватило обеденного спора.

Место было так себе, узкая колея, где для нашего дворца не было ровного места. Ну как-то все равно умудрились поставить, даже сходили помылись на речку.
Успели поужинать, и тут начался дождь. Сначала слабый, потом все сильнее. Из-за неблагоприятных погодных условий, мы пошли спать в 9 часов. Было еще светло. Дождь лил и лил, под него мы и уснули.

День третий. 23 мая. Юю - Бирикчуль - Казановка - берег Аскиза. 33 км
Дождь лил всю ночь, мы проспали до 11 утра, просто офигели уже спать. Я с трудом представляла, что нас ждет на дороге, старалась не думать об этом. В рюкзаках и предбанниках у нас толпились дождевые черви. Вот что они забыли в велоштанах, мне вообще не понятно. Палатка промокла насквозь, карематы и спальники тоже. Из-за того что мы стояли в канавке, вода стекала под палатку и под ней было весьма влажно. А уж сколько там было червей, хоть сейчас на рыбалку. Дежурные Локи и Олеся умудрились в этих условиях развести костер и приготовить горячий завтрак. Колено мое распухло, ходить было больно.

Завтракали и собирались под дождем. Миха занимался ремонтом, сменил уже две камеры, почему-то они оказались рваные. С утра ему уже досталось как завхозу, что он не знает, чего и сколько у кого осталось. Пока он занимался ремонтом, я по-быстрому собрала со всех требуемые данные, и мы с Олесей расписали, что нам нужно на ужин, завтрак и обед. Сегодня мы с Михой еще и дежурные. Из-за этого собирались впопыхах, покидали все что видели, в итоге Миха посеял свой нож.

Пока собирались, дождь прекратился. Мы вышли на дорогу. За 12 часов дождя ее развезло до состояния каши. Мы по ней плыли, а не ехали, где конечно можно было верхом ехать. Покрышки тут же наматывали килограммы грязи, грязь забивала все и вся.

По пути нам попался очередной брод. Разуться я не могла и решила проехать его, тряхнуть так сказать стариной. Шелл сообщил, что ждал, когда я завалюсь, но порадовать мне его было нечем, я проехала не забрызгавшись даже.

Эти 10 километров мы месили часа 3 не меньше. В середине пути Олеся неожиданно съехала в кювет и залегла. Локи тут же метнулся к ней с аптечкой, и понеслась. Мы не видели, что там случилось, но что-то явно серьезное. Пока Локи орудовал хирургическими инструментами, Олеся пару раз потеряла сознание. Оказалось, она сильно поранилась звездой, и Локи пришил кусок кожи.

После грязей мы попали в деревню Бирикчуль. Из-за отставания решили лупануть по асфальту. Погода была пасмурная. По пути мы встретили небольшую писаницу недалеко от деревни Казановка.

В самой деревне Казановка мы закупили необходимой еды. И тут снова у меня возникло непонимание, чем мы с Михой заслужили особо внимания руководителя. На наше невинное замечание, что мы как дежурные и завхоз с утра уже все решили по закупу, он разразился гневной тирадой, смысл которой сводился к тому, почему мы с ним не посоветовались. Миха буркнул: «Я больше ни слова не скажу» и ушел в сторону. Мне из-за боли в колене было вообще уже не споров, хотя настроение было испорчено, так же как и вчера в обед, когда он накричал на меня не понять за что.

В «приподнятом» настроении мы набрали еды и излишеств в магазине, в котором не было света. Начал накрапывать дождик. Шелл повел всех набирать воду из местного колодца. Дождь полил, и тут Миха обнаружил, что потерял свой чехол от дождя и дождевик, которым всю дорогу в поезде хвастался, как удачно его купил. Еще один результат спешных сборов с утра, дождевик был засунут под чехол, и чехол потерялся вместе с ним. Было обидно.

Около пяти вечера под проливным дождем мы поехали вставать на стоянку. Мы уже предвкушали дежурство с мокрыми дровами. Место для стоянки оказалось очень живописным – зеленая полянка на берегу реки Аскиз. Когда мы туда прибыли и поставили палатки, вышло солнце и осветило ее, стало очень красиво, и мое настроение немного поднялось в превкушении красивых снимков. Место было культовым у хакасов, палатки мы ставили среди деревьев, увешанных ленточками.

Как мы и предполагали, дрова были мокрющие. Серега и Вика усиленно помогали нам с костром, но что толку, с мокрыми дровами он не разгорится так быстро как с сухими. Думаю, опытный турист Шелл это тоже понимал, и от этого мне непонятны были его комментарии по поводу того, что с такими дежурными ужина можно и не дождаться. Миха молча делал свое дело, не обращая внимания. Когда костер весело заполыхал, я за 15 минут приготовила рожки с тушенкой, и мы пригласили всех к столу. Вечер разошелся, мы даже погрелись под солнышком. Пока мы готовили еду, народ помыл велики бесконтактным методом, т.е. держа за седло и руль прополоскал их от утренних грязей. После ужина пришел черед наших великов. Здесь была связь, поговорили с родными и близкими.

Перед сном я намазала колено диклофенаком. Кетанов его не успокаивал, предстояла еще одна полубессонная ночь с болью от каждого движения ноги.

Продолжение следует

( 4 comments — Leave a comment )
anadoluolgy
Jun. 15th, 2011 04:33 pm (UTC)
Деревня называется не Казанка, а КазанОВка.
alisalisovskaya
Jun. 15th, 2011 04:42 pm (UTC)
точно! спасибо :)
la_renar
Jun. 16th, 2011 04:33 am (UTC)
Господи, до чего я люблю степные дороги. :)
Хакасия очень красивая!

Что до руководителя..
мне было бы очень сложно.
Но я вообще такой человек, что мне смирение в некоторых ситуациях еще прокачивать и прокачивать.

А вообще, руководители делают большую и сложную работу, конечно, за это им большое спасибо.
valentin_sky
Mar. 20th, 2012 12:40 am (UTC)
Приятно читать
Понравилось,все знакомые места.
С интересом прочитал.У вас писательский талант.
Но под "культовыми" деревьями лучше не ночевать.Не буду объяснять,но лучше не надо :)
( 4 comments — Leave a comment )