Previous Entry | Next Entry

На выходные мы ездили в Хакасию на разведку маршрута первомайского велопробега.Основная группа велосипедистов собиралась в поход на г. Москва, а мы вчетвером - я, Игорь ish, Настя Alegra и Женя хых (fairman) поехали в теплые края. Поезда наши отходили с разницей в 10 минут. Мы с Игорем явились на вокзальную площадь на место сбора «москвичей», чем внесли в их ряды легкое смущение, ибо нас в списках не было. Наш, 659й, поезд подали раньше, и мы удалились разбирать велики на перрон. Москвичи же зачем-то стали разбирать велы там же на площади, а некоторые вообще рванули за нами к нашему поезду. Хых с Настей немного отстали посмотреть какой у них вагон. Мы уже почти разобрали велики, а они все еще смотрели места. Я почуяла неладное. Подошел хых и сообщил, что Настя перепутала билеты и взяла с собой не те, и если она за 20 минут успеет съездить за ними домой, то они поедут с нами. За 5 минут до отхода поезда Настя примчалась на перрон :) В 8 рук разобрали их велики, загрузились и поехали. У нас была куча еды. У Хыха с Настей пакет мантов, мы с Игорем накануне приготовили желе и взяли его с собой.

День первый. В поисках таинственного озера Доможак.

В 9 утра мы выгрузились на станции Туим, представляющей собой одинокое здание в лесу. Сам поселок Туим находится в нескольких километрах от жд. Хакасия встретила нас чистым небом, зеленью и теплом, в общем, лето!

Мы по простому разложились за узеньком перроне, Хыху места не хватило, он начал собираться прямо на рельсах. Через 5 минут вылез смотритель и заметил нам, что скоро пойдет поезд, и с рельсов нам следует убраться. Мы собирались еще полчаса, ни единого поезда больше не прошло.

Еще накануне народ узнал, что я не видела знаменитый Туимский провал, и они с энтуиазмом согласились показать его мне. Мы покатили по асфальтовой дороге в поселок.

Провал находится за поселком в горе. Думаю, все знают, что такое Туимский провал, поэтому рассказывать о нем я не буду. Хых брать его в лоб не захотел и провел нас по более пологому месту огородами. Велики тащить все равно пришлось, но по более щадящему подъему.

Самое удачное для просмотра место огородили колючкой и просят денег за просмотр. Мы платить не стали и обошли его по периметру сами. Мне хватило и того, что я оттуда увидела. Я высоты боюсь, и провал меня очень впечатлил. Отвесные скалы, черно-зеленая вода на глубине, в тени еще лед лежит. На одном из склонов экстремалы готовили веревки для прыжков.

В Туиме закупили еды на ужин. Игорь проколол колесо, эта задержка дала нам возможность еще побатониться у магазина. Между тем, уже наступил полдень, и солнце припекало как надо.

Из Туима покатили по скверной грунтовке преимущественно вниз и выкатились в цветущую и благоухающую травами степь.

В Туиме парни взяли языка, чтобы выяснить дорогу к таинственному озеру Доможак. В детстве Игорь там был, и после найти его никак не мог. Оказалось, что географические названия на картах и имеющие хождение среди местного населения не совпадают. Кое-как нашли общий язык и выяснили, что где-то там нам надо будет повернуть налево.

Первая же развилка налево через несколько метров парням не понравилась, и мы поехали искать другое лево. Нужное нам лево незаметно сворачивало с основной дороги. В очередной раз сверились с картой и покатили дальше.

Ориентиром была ЛЭП. ЛЭП виднелась вдалеке. За ЛЭП стали появляться каменные останцы, признак приближения озера Доможак. Останцов было много, они причудливо складывались, и на них росли скрюченные деревца. Мы проехали через «ворота» из 4х деревьев и увидели вожделенное озеро.

Игорь был очень доволен, но огорчился тем, что про озеро уже кто-то прознал – вдалеке виднелись несколько палаток и машины. Здесь мы собирались какое-то время побатониться. И пообедать заодно. Погода радовала, вода манила. Все кроме меня полезли купаться, я не рискнула, не люблю холод. Здесь было очень спокойно и тихо. Палаточники стояли далеко, единичные машины шарились по противоположному берегу, нас никто не беспокоил.

Ближе к 5 вечера погода начала портиться, задул прохладный ветерок, и мы решили, что пора и честь знать, и выдвигаться к Иткулю. Тем более, у нас в планах было наведаться в Жемчужный за вином на глинтвейн.

Подгоняемые в спину сильным ветром, мы помчались в гору в поисках дороги на озеро Иткуль. По карте она где-то была. Дорога скоро закончилась, впереди нежными оттенками цвела степь. Светло-желтые, сиреневые, белые цветочки среди зелени укрывали ковром склоны. Дорога там едва угадывалась, или может быть казалась нам. Было решено траверснуть напрямки.

Дорога появилась неожиданно и плавно влилась в уже знакомую мне дорогу с озера Матарак к озеру Иткуль. Парни поняли, что в том году во время поисков озера Доможак они этот сворот проглядели. Хых указал направление и повел нас на Иткуль.

Я совсем некстати вспомнила, что эта дорога ведет прямиком на кордон Иткуль Хакасского заповедника, где я в молодости отрабатывала практику. Мы проехали Спиринские озера и вскоре уперлись в камень, сообщающий нам, что дальше территория заповедника. Стертые красные пятна подразумевали слова «Запрещено». Это немного напрягло всех, но Хыха с пути не сбить, и он сказал, что раз не написано, значит, не запрещено. И мы поперли по территории заповедника.

Поднявшись в довольно крутенький подъем, мы увидели раскинувшуюся перед нами долину озера Иткуль, и само озеро. Вдали виднелся кордон, справа торчала передающая вышка. Хых сказал, что можно траверснуть по степи к вышке, и никто не заметит, что мы вообще были тут. Этим мы и занялись следующие 5 км. Дорога была ужасная, песочная, колеса ходили юзом. Где можно было, я старалась ехать по траве. Все молчали, было удушающе жарко. Озеро плавало и искажалось в раскаленном воздухе. Наконец-то мы увидели аншлаг и с облегчением покинули территорию заповедника.

Далее был спуск в Жемчужный, где мы поколесили в поисках аптеки. Я сгорела и искала себе пантенол для облегчения моей участи. Парни купили разных пирожков по 15 р штука. Солнце стояло еще высоко, и не ощущалось что уже 7й час вечера, если не 8й. Курортный городок был практически пуст по словам бывавших тут в сезон моих компаньонов. Однако люди шастали в пляжной одежде и с мешками. Парни обсуждали проходившую мимо парочку отдыхающих. Мы с Настей прислушались.
- Что там в пакете?
- Да фрукты какие-то. И бутылка вина.
- А сбоку че?
- Лепешка вроде.

Стало понятно, что пора бы двигать к ужину. Мы поехали в какой-то продуктовый магазин, имеющий авторитет у заядлых «курортников» Хыха и Игоря. Поскольку продукты на ужин у нас уже были, мы купили только майонез и кетчуп. А погода между тем основательно испортилась, подул сильный ветер, началась гроза и ливень.

Кончилось это довольно быстро, однако мы еще с полчаса сидели под навесом во дворе в ожидании, когда все подсохнет. Заметно схолоднуло. Нас посетили представители местной фауны с немым вопросом: «Есть чо?»

Едва мы собрались ехать, вспомнили, что хотели глинтвейн, и ничего не купили на него. Пришлось возвращаться к магазину.

В 9м часу мы выдвинулись к Иткулю искать стоянку. Везде мы натыкались на заборы и шлагбаумы и, в конце концов, опять уперлись в заповедник. В нашем распоряжении оказался кусочек берега между водозабором и заповедником. Там стояли шлагбаум и будка. В будке никого не было, а за ней виделись 2 деревянных туалета и две машины с натянутым между ними тентом. Мы решили, что то, что не запрещено, значит, разрешено, и объехали шлагбаум. На берегу задувал ветер. Заповедник был огорожен траншеей. В ней мы решили варить наш ужин на горелке, там было позащищеннее. Купаться не хотелось, тучи сгущались, и солнце не собиралось появляться. Потупили полчасика, и Хых с Настей начали ставить палатку. Тут же к нам завышагивали два молодца. Подошли к нам и начали разводить. Понеслась обычная песня - тут нельзя палатки ставить, огорожено все, будка, шлагбаум, объявление ветром унесло, бла бла. Они издалека не оценили габариты Хыха, и уже около нас поняли, что пришли они зря. Но дабы не потерять лицо, все равно завели песню свою. Не вставая с земли Хых и Настя принялись спокойно отбивать их претензии. Разглаживая палатку, Настя настойчиво требовала принести документы, а на их предложение пройтись за ними к будке, отвечала упорным отказом. Парни не знали, как им подостойней уйти и продолжали нести ахинею про унесенное ветром объявление, что въезд платный. Один из них машинально кинул на землю окурок, Настя окончательно взорвалась, и они ретировались, получив с нас обещание, что мы с хозяином разберемся сами. Через некоторое время от их компании явился развеселый паренек в одних шортах и сообщил, что он тут купался, клево ему, но вот скучно, и он приглашает нас к их костру повеселиться под музычку. Мы сделали вид, что приняли его предложение и занялись ужином. Наварили котел рожек с тушенкой, сварили глинтвейн из не очень вкусного винища. Было уже совсем пасмурно и зябко, а наш знакомый бодрым шагом пошел купаться. В итоге небеса не дождались, пока мы пойдем спать, и начали лить на нас воду. Мы быстро свернулись и разошлись по палаткам.
Проехали мы за сегодня 52 км.