Previous Entry | Next Entry

Весь этот первомай был контрастен и переменчив как погода в степях. Происходящее менялось как в калейдоскопе, благодаря и организаторам, и погоде и какой-то неведомой силе.

Все началось в пятницу 13го 30го. Светило солнце, мы собирались. Мой кот отпускать меня не хотел, лег 8килограмовой тушкой на разложенные вещи и велочехол и не хотел уходить. К вечеру погода начала портиться, и едва мы с Игорем вышли из дома, нас снесло «северным» ветром, или «Казахстаном», как его называет Игорь. Пусть на вокзал растянулся на час, шквальный ветер буквально не пускал меня в поход, как и мой кот. Что-то тут было не так. В центре полил дождь, и на вокзал мы прибыли изрядно подмокшие и замерзшие. Игорь поехал на абсолютно гладеньких сликах, они были очень актуальны…

Под козырек виадука стекались со всех сторон пестрые байкеры с походным скарбом,  перетекали на перрон и начинали грузиться, конкурируя за багажные места в вагонах с горнолыжниками, направлявшимися в Абакан. Сестра Игоря и ее друг запаздывали, было уже волнительно, до самого отправления мы их не видели. Пока мы волновались, Зайс и Женя уже спокойно сидели в другом вагоне.

Поездка ничем особенным не выделялась, байкеры то ли повзрослели, то ли постарели, но безумств прежних уже не наблюдалось, да и вряд ли луноходиков что-то может переплюнуть. На фестиваль заманили французов, которые путешествуют по миру уже 4 года. Они пришли в наш вагон, и все купе забилось под завязку. Переводчица Капитошка ехала на машине, поэтому без нее изъяснялись кто как мог. Порой даже казалось, что все понимали друг друга и без переводчика :)

Нервная проводница разбудила нас в 6 утра (наша станция была в 9:15). В 8 утра все рюкзаки уже были свалены кучей в тамбуре, велы стояли в проходе, а байкеры пинали балду, не зная, куда податься в заваленном вагоне. За окнами проплывала степь, сквозь тучки мелькало синее небо.

И вот конечный пункт, станция Туманный, на горе санаторий, на перроне томичи и ВЕТЕР!!! Холоднючий и пронизывающий.
В 11 стартовали. Обещанный по ветру маршрут таковым не казался. Перли против бокового, рискуя свалиться на обочину. Хотя, не знаю, как другие, может, это только меня так сносило.

Дотащились до Ербинской, грабанули магазин, проломились через деревню по грунтовке. Игорь задолбался с сликами и с радостью сплавил вел Гатавею, пожелавшему ощутить все прелести гладкой резины. Гатавея мы быстро потеряли из виду. Выехали на трассу, и тут награда нашла героя – ветер стал попутным! Закарабкались в горку, и далее понеслись с ветерком. В прямом смысле этого слова. Летели мы под горку до самой Салбыкской степи с веселыми скоростями. Если не крутить педали, то вел ехал сам примерно 30 км/ч. Вот это праздник души. Но стоило остановиться, порывы ветра сносили с ног. По этой причине остались без обеда, никто не захотел кушать на таком ветрище. Точнее, кто хотел, тот покушал, конечно, но большинство решило не прерывать кайф.

Влетели в степь. Бескрайний простор, золотистые поля сухой травы, синее небо, курганы на горизонте, что может быть лучше просторов (особенно когда ветер в спину). Летим к повороту на стоянку, его все нет и нет. Наконец, замечаем, что по степи идут байкеры с велами, удивляемся. Доезжаем до поворота и понимаем почему – подъем в лог при таком боковом ветре на веле практически не возможен. Конечно, поубиваться можно, но кому это надо, поэтому спешиваемся и идем 2,5 км. Народ почти весь уже собрался, только Гатавея с велом Игоря и с нашей на нем палатки нет, поэтому мы бросаем вещи и осматриваем полянку на предмет места под палатку.  Солнце светит, всем весело, прибывают байкеры, машины, народ во всю ставится, пытается приготовить обед, Ромка +1 подпаливает траву, под веселые маты дружно тушат очаг. Ничего не предвещает беды.

Приехал Гатавей, мы с Игорем начинаем первый раз ставить нашу палатку. Рядом расположились Зайс и Женя. Собрали внутреннюю палаточку, колышки не хотят втыкаться в каменистую землю. Игорь и Женя обсуждают эту проблему, а я наблюдаю как поодаль за всеми байкерами «туристы» из двух машин вытаскивают казан и начинают разводить костер. Начинается то же самое, что у Ромки +1 – огонь радиально разбегается от машин. Замечаю это не только я, народ ржет и вяло идет помогать тушить. Налетает порыв ветра и через пару  секунд полыхает все. Мы первые на линии огня, тем, кто за нами, досталось больше времени сообразить, что делать. Игорь быстро соображает, спасибо колышкам, что не воткнулись, он хватает палатку, тент, вел и бежит, куда бежит, я не вижу, повсюду дым, крики, паника. Кричит Юльчик, потерявшая ребенка, кричит кто-то чтобы отгоняли машины. Я, паникер в принципе по жизни, не ожидая от себя, хватаю все, что остается от нашего лагеря и бегу вдоль огня на безопасное место. Огонь не пускает, он быстрее меня, высокий, не перескочить, кочки кругом, вел не хочет ехать, мимо меня летит чья-то палатка, спасти ее нет шансов, 2 секунды вспышки и только дуги упали на землю. Полметра до встречи с огнем, но я успеваю проскочить и прорываюсь на выгоревшее, а значит безопасное место. Игорь уже там, бросает палатку и исчезает в дыму. Я вспоминаю про его рюкзак, который бросили там, огонь уже прошел по нашему месту, но была наивная надежда, что он просто оплавился. Огонь расползался вверх по склонам, кто пытался спасти вещи наверху, снова бежали дальше. Вокруг взрывались баллоны с газом, машины раскалялись, но благодаря мастерству своих хозяев, они были отогнаны на безопасные места. Ветер раздувал огонь все дальше и дальше, языки пламени метались по всей поляне от земли до метра в высоту. 10 минут хаоса, и все закончилось. Дымится поляна, кругом кучи оплавленной синтетики и еды, погорельцы ищут свои вещи. Все без разбора стаскивали в одно место, спасали вещи друг друга. Много потерь. На месте нашей стоянки  я нашла мою скукожившуюся бутылку лимонада, следов рюкзака Игоря нет… Оказалось, Зайс спасла его, а рюкзак Жени сгорел на склоне под деревом, пока Женя помогал тушить пожар. Парни опалили при тушении волосы, поплавили обувь и штаны. На нас сплошная синтетика, такая полезная и легкая в походах, и такая беспомощная в огне.

Приехали злющие пожарные, потом чересчур добрые милиционеры. А за горой поднимались клубы дыма, горела степь, по которой мы несколько часов назад весело крутили педали.

Как итог, наша четверка жилища свои не потеряла, мы с Игорем не пострадали материально вообще (поплавившееся дно палатки не считается), а вот Зайс и Женя остались с одним спальником и одним карематом, и Женя практически без вещей и без шлема. Спасибо Гатавею, что сильно отстал от и без того сильно отставших нас, и мы не разобрали багажники и рюкзаки, не поставили палатку, это помогло нам оперативно эвакуироваться. Народ боевого настроя не потерял, все шутили на тему ударной противоклещевой обработки. Черные руки и лица в саже, шахтеры одним словом, но все смеются и бродят по поляне, собирая огарки в мусорные мешки.

Пожарные посоветовали нам оставаться на пепелище, потому что степь горит везде, и наша поляна для нас безопасна. Вернулись все машины (кроме «поджигателей»), народ принялся за расстановку лагеря, замелькали костры, все потихоньку вернулось в прежнее походное русло. Только минусинцы не вернулись, непонятно почему.
К вечеру только запах гари и черная поляна напоминали о происшествии, да полыхающая на горизонте степь. Народ сидел по кострам, орал песни, веселился, и т д. Но было безумно холодно, прямо неожиданно для степи. Ночью все надели на себя, что могли, или что осталось (у кого как),

Второй день обещал насыщенную культурную программу. Встали часов в 10, поделились впечатлениями о холодной ночи. Впереди ждала экскурсия на Салбыкский курган и Царские ворота. Толпой рванули против ветра. На воротах Архитектор устроил шоу – поставил Хыха на голову, усыпил Гатавея, сплясал шаманские танцы. Еще 10 км против ветра, и мы на Салбыкском кургане. Впечатляющий набор камней. Их тащили с мест от 25 до 40 км, огромные куски. Экскурсию я почти не слышала, ветер уносил все слова экскурсовода Степана. Мы с Игорем вдвоем его облазили, он на кургане был уже не первый раз. После кургана Степан повел группу интересующихся в еще одно место, но я не поехала, ветер так выматывал, что я вряд ли бы осилила их темп.

Мы поехали на хутор купить мяса на вечер, выехали на трассу. Вчерашняя золотистая степь ныне выглядела просто удручающе – черные поля. Ветер снова был в спину, мы домчались до нашего поворота, привычно спешились, а тут подоспел абаканец Е.Жулин на своей машинке с прицепом. Быстро сообразив, я скинула свой вел к нему, а следом и другие халявщики налетели :) Велы уехали, а мы идем пешочком. Время 4 часа, можно и отдохнуть. Тем более что погода начала портиться, похолодало, пошел легкий дождик.
Ближе к вечеру устроили КК-гонку, тем временем и товарищи со второй экскурсии вернулись. Погода становилась все гаже и гаже, на нас шла чернющая туча. Хых оптимистично прогнозировал неведомую фигню и призывал надеяться на лучшее. Туча просто попугала, упало 4 градинки, но холодно было ощутимо, и чем ближе к темноте, тем холоднее. Но холод не мешал продолжать веселье, под руководством аниматора Бузова выбрали новых короля и королеву Первомая и украсили их коронами из проволоки и первомайских наклеек мейд бай Зайс.  К часу ночи веселье подутихло, ибо было безумно холодно, мы с Игорем ушли спать, и тут тишину ночи и вялые пения у костра прорезал чей-то мощный голос с песнями, которые у костра мы и не пели, поскольку уже из другого поколения. Оказалось, это Кузьма из Воркуты. Где он был до этого – непонятно.

Третий день – путь в Абакан. Собрали лагерь, мусор и выдвинулись по ветру. Правда, он уже сменился, но было терпимо. Сбивал порою в сторону. Направление мы меняли несколько раз, с разных сторон ветер нас обдувал. В районе Пригорска вышли на трассу М-54 и против ветра в гору поперли на Абакан. Потом был спуск, трасса, Черногорск и кольца, и перед Абаканом сюрприз – рекламный щит Первомая. Судя по следам покрышек, остановились тут все первомайцы :) В районе аэропорта собралась вся толпа и выдвинулась массой в Абакан. А мы с Игорем решили посмотреть на взлет самолета, но не дождались в итоге, поскольку вылетал он не особо по расписанию.

Абакан нас встретил гораздо приятнее, чем проводил Красноярск. Было очень тепло, солнечно, бочки  с квасом уже стояли на улицах. Очень много народа катается на роликах. Еще несколько км по Абакану, на площади у Вечного огня школьники  репетируют караул к Дню Победы, а КП и Хых раздают дипломы и благодарности участникам. До поезда пара часов, можно покушать. А погода начинает портиться. В кафешке как саранча налетела толпа маленьких горластых девочек-волейболисток с во главе с мужикоподобной тренершей и женоподобным тренером. Пока мы ели, девочки вынесли своим галдежом нам мозг.
И вот уже наш поезд, приветливая проводница, французы уже несколько слов говорят по-русски, теперь они едут в нашем вагоне. Билеты куплены как-то по-тупому, и велики размешаются уже сложнее, нежели по пути туда. Только распихали вещи, в вагон залетели те самые горластые девочки. Присутствие французов привело их в дикий восторг.

Вот так, собсно, и прошел Первомай в этом году. Провели его с огоньком, отожгли, как говорится. Первый первомайский велофестиваль состоялся, и вряд ли его теперь забудут.

Выводы из произошедшего:
Ситуация с пожаром неоднозначная, возможно, это все равно бы произошло, и с гораздо более печальными последствиями. Например, ночью, когда половина народу уже спала бы.
Собираться надо самой, и не слушать некоторых. Теплых вещей в Первомае мало не бывает.

Фотки втыкать сюда лень, их великое количество в контакте http://vkontakte.ru/album-15188882_10919401